Этот материал — один из самых известных символов Монтессори-педагогики. Он представляет собой 10 розовых кубиков разной величины. Ребро самого большого кубика — 10 см, самого маленького — 1 см.
ЦЕЛИ
Прямая — ребёнок строит розовую башню, руководствуясь принципом «от большого к маленькому».
Косвенная — уточнение зрительного чувства, концентрация внимания, координация движений, умение сравнивать предметы и строить сериационный ряд. Рождаются понятия «большой — маленький», «больше, чем… — меньше, чем»; подготовка к математике.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Взрослый и ребёнок подходят к Розовой башне.
— Давай попробуем строить Розовую башню на коврике, который ты уже расстелил, — предлагает взрослый.
Если ребёнок соглашается, взрослый, например, мама, берёт самый маленький кубик и ставит его на левую ладонь малыша. Она сама прикрывает его правой ладонью кубик и предлагает отнести этот маленький кубик на рабочий коврик. Ребёнок делает это.
И пока кубик лежит на ладошке ребёнка, в сознании малыша рождается представление о его величине. Таким же образом — по одному — ребёнок переносит на коврик все остальные кубы Розовой башни. Важно, чтобы это действие производил не взрослый, а именно сам ребёнок. Ладони его, по мере увеличения куба, расширяются, и к тому же малыш ощущает явное изменение веса кубов. Рука и разум с первой минуты начинают работать вместе.
Итак, кубы лежат на коврике в беспорядке. Мама глазами выбирает самый большой куб и ставит его в центре ковра. Затем выбирает (так же глазами) самый большой из оставшихся и, двигая его по ковру, сравнивает то с одним, то с другим. Убедившись, что этот куб действительно самый крупный, устанавливает его на первый. Таким образом Розовая башня строится до конца.
Теперь можно предложить ребёнку обойти вокруг коврика и полюбоваться постройкой. А затем, не спеша, разобрать башню и оставить ребёнка наедине с ней. Малыш будет пытаться выстроить Розовую башню самостоятельно.
В конце работы башня опять разбирается. По одному кубику её переносят на место.
УПРАЖНЕНИЯ С РОЗОВОЙ БАШНЕЙ
Они состоят в разнообразных построениях кубов по принципу «большой — маленький». Кубы можно построить на ковре по диагонали, по кругу, лестницей, повернув чётные на 45 градусов, и т. д. Говорят, дети Монтессори-школ придумали около 70 способов построений. Есть специальные книжечки с вариантами, но лучше, если ребёнок поймёт принцип и будет придумывать собственные варианты работы с кубами.
Что делать, если ребёнок начинает строить из этого дидактического материала домик или гараж для машинок? Ведь тогда нарушается принцип его применения, не приводятся в действие механизмы сенсорного развития. Совет один: отведите ребёнка в уголок, где сложен строительный материал, и предложите ему построить гаражи и домики из обычных кубиков. Скажите, что то — это то, а это — это.
С Розовой башней можно провести трёхступенчатый урок. Положите перед ребёнком два куба разной величины и скажите:
— Это — большой, а это — маленький.
— Дай мне большой. Дай мне маленький.
— Это какой?
Можно показать ребёнку, как следует проверить правильность построения башни. Для этого все кубы сдвигаются на один угол и маленький кубик прикладывается последовательно к каждому из уже стоящих. Оказывается, его размер и составляет видимую разницу между величиной всех 10 кубов. Розовая башня содержит внутренний контроль, позволяющий ребёнку работать самостоятельно.
НОВЫЕ СЛОВА
Куб, большой, маленький, больше, чем…, меньше, чем…, самый большой, самый маленький.
Елена Хилтунен. Практическая Монтессори-педагогика