О Монтессори педагогике.

Монтессори-педагогика опирается на природу ребенка. На его внутреннюю мотивацию развиваться и стать человеком «данного места и времени», охватить и впитать «практику жизни», язык, движение, культурные нормы, представление о жизни своего сообщества, которое начинается с семьи и постепенно разрастается с ростом ребенка. Монтессори считает, что именно для этих целей ребенку в первые годы жизни дается огромная энергия и огромные возможности.

Построен монтессори-подход  в дошкольном возрасте, на нескольких краеуголных камнях:

— У детей от рождения – «впитывающий разум». Разум детей до трех лет вообще впитывает все как губка (или снимает все, как видеокамера), без разбора. С трех  лет можно наблюдать более осознанный впитывающий ум – ребенок направляет внимание, и объект интереса (явление, или человек, или отношения и т.д.) «впитывается».

— Дети проходят через сенситивные периоды, в которые у них возникает по нарастающий пик интереса к определенным вещам, навыкам и т.д., а затем этот период идет на спад. Научиться тому, о чем данный сенситивный период ребенок может без усилий, его толкает природа. До и после периода  ему придется прикладывать усилия.

— существуют стадии развития – от рождения до трех, от трех до шести и т.д. На каждой стадии развития ребенок выполняет разные задачи по построению своей личности. Соответственно этому меняется его окружение.

— дети любят работать и, они могут подолгу концентрироваться на одном виде деятельности, пока не произойдет насыщение, удовлетворение познавательной потребности. Важно им не мешать и не отвлекать. Тогда они раскрывают свою истинную природу, меняются, становятся «нормализованными».

— для освоения окружающего мира детям необходимо все познавать с помощью органов чувств, движения тела и работая руками. Дети могут многое

систематизировать, объединить в своем разуме и разложить по полочкам, но для этого они все должны пощупать, прожить руками и использовать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и т.д. Поэтому важно, чтобы все было по размеру (по росту, по размеру детской руки и т.д.), а также чтобы обучающие материалы передавали реальный порядок мира, но сложностей (или точек интереса) в каждом материале –  должно быть не больше одной.

— для охвата всего мира им необходима камерная, ограниченная пространством окружающая среда, которая будет систематична и продуманна, построена от простого к сложному, начинаться в любом случае с того, что мы называем «навыки практической жизни» — то, что необходимо ребенку в его возрасте для обретения им функциональной независимости. Также важна эстетика всего, что окружает его (ведь он «впитывает» это!).

— в этой ограниченной пространством среде действуют простые, но обязательные правила, которые защищают интересы развития самого ребенка, окружающей его обучающей среды и всего коллектива детей, составляющих группу сада или занятий.

— для детей легче учиться от тех, кто старше и сами они лучше усваивают, когда обучают или заботятся о младших. И это касается не только академических знаний, но и социокультурных. Возрастные рамки сообщества малышей в монтессори определяются стадиями развития – т.е. те же возраста до трех лет, с трех до шести, с шести до девяти и т.д. В таком сообществе дети легко понимают друг друга, могут взаимодействовать, их интересы не слишком далеки друг от друга и в то же время нет конкуренции. Таким образом, сама жизнь в этом сообществе учит детей, что нам даны достаточные ресурсы, чтобы быть уникальными и не конкурировать, у каждого свое особенное место в этой жизни, каждый от нее может что-то получить и каждый может привнести что-то свое.

— взрослый присутствует в жизни ребенка, но его роль – направлять, показывать, и предоставлять возможность дальше действовать самому. Взрослый наблюдает ребенка, познает его сенситивные периоды (наблюдает динамику развития) и зону ближайшего развития, и предлагает ребенку в данной сфере то, что поможет ему удовлетворить потребности в развитии, заложенные природой, делает это зачастую в течении всего 3-5 минут (демонстрируя способ обращения с конкретным учебным материалом). Эта работа-сопровождение включает в себя не только обучение заботе о себе или об окружающей среде, развитие научных знаний или уроки вежливости, но и помощь в важных вещах – например, адаптация к группе или к саду, обретение функциональной независимости (начиная в младшем возрасте с приучения к туалету и отказа от памперсов, переодевания и саморегуляции в питании), понимание и соблюдение правил, выстраивание отношений с другими людьми, решение

конфликтов, проговаривание своих чувств, обретение способности быть членом команды и быть лидером (в разных ситуациях по-разному).

Отсюда следует формат жизни в монтессори:

Каждый занят своим делом – согласно своему пиковому интересу, в своем темпе. Он сам выбирает учебные материалы Монтессори. Те, которые уже были ему показаны – свободно. Те, которые еще не знает, как с ними заниматься – может попросить учителя показать. В данном «здесь и сейчас» интерес у каждого ребенка свой. Если чьи-то интересы совпадают, то они или дожидаются, пока другой закончит, или пытаются договориться, чтобы работать над учебным материалом вместе.

Получается, что «траектория движения» по образовательным материалам, представленным в классе монтессори, «зависание» на чем-либо (глубокое прорабатывание, проживание) или поверхностное изучение   каких-то задач и тем у каждого ребенка свое. Достижения, навыки, компетенции у каждого рождаются свои, появляется уникальный пройденный путь жизни дошкольника в монтессори.

Очень важная составляющая жизни монтессори – упорядоченность. Она проявляется в упорядоченности того, что находится в классе, в том, что после каждого дела ребенок возвращает все на место и по необходимости и возможности подготавливает для использования следующим ребенком (замена расходных материалов, например, или мытье посуды за собой). Это важная составляющая позволяет налаживать ребенку и внутренний порядок – «начиная дело, предполагай, что ты его и заканчивать будешь» (интеллектуальный и психологический порядок). Неосознанно ребенок стремится впитать, как все выглядит в начале и собрать в такое же состояние все в конце. Вырабатывается неосознанная, но все же ответственность – забота не только о себе, но и о неизвестном пока другом (друге, товарищу по классу), кто следующим воспользуется материалом. Упорядоченность проявляется и в соблюдении правил. В постоянстве отношений и ролей взрослого в этой среде.

Дети монтессори в дошкольном возрасте:

— Больше любят работать, чем играть.

— У них неисчерпаемое желание учиться, все, чему они научились, они считают, что освоили сами.

— Не зависят от влияния (в качестве мотиватора) наград и наказаний.

— Стараются договориться, действовать словами.

— Сохраняют внутреннее спокойствие, равновесие, уверенность в себе, в своих силах.

— Обладают пониманием себя, своих потребностей (физических, интеллектуальных и эмоциональных), и как их удовлетворить конструктивным путем.

— Способны к самодисциплине, которая означает: стремление управлять собой, послушание из внутреннего побуждения, отсутствие зависти и конкуренции.

— Понимание мира как достаточно богатого ресурсами для него самого, так и для других (и внутренними, и внешними).

Вячеслав Кривенко, монтессори-педагог

*М.Монтессори. Образование человека. Оригинал 1953г. пер с итальянского «Народная книга» Екатеринбург, 2017