Моему сыну Грише 16 месяцев, и вот что он умеет: накрывает на стол салфетку, ест ложкой и вилкой, убирает после еды свою тарелку в контейнер для грязной посуды, вытирает пролитую воду, подметает, вытаскивает бельё из стиральной машины.
Гриша — второй ребёнок в нашей Монтессори-семье. Так что основные «эксперименты» мы с мужем уже провели, и сейчас едем по накатанной, немного «утончаясь».
Какие плюсы мы видим в ранней самостоятельности сына:
✅Есть время попить кофе, когда ребёнок ест.
✅Сын растёт с установкой на успешность «Я могу!»: могу накрыть на стол и убрать за собой.
✅Он приобретает навыки в тот период, когда их освоение даётся ему не просто легко, а очень легко.
✅Сегодня он кормит себя сам, потом сам примет решение, куда поступать и сам выберет себе партнёра по жизни. Так от функциональной независимости, через интеллектуальную (в возрасте от 6 до 12 лет) и эмоциональную (в подростковом возрасте), ребёнок выйдет в будущем на финансовую независимость.
Но на пути к воспитанию по Монтессори, у нас были и трудности:
1. Не самая большая поддержка ближайшего окружения. «Отобрали у ребёнка детство!» — любимая фраза наших бабушек и дедушек. Это мы прошли ещё со старшей дочерью Дашей (сейчас ей 4,5 года), и к рождению Гришуна комментариев поубавилось. Моя мантра на все вопросы: «Мама — это я!»; самое главное, что меня поддерживает муж.
2. Путь к самостоятельности ребёнка требует подготовки родителей — чтобы рано начинать, надо понимать, что делать. Информацией щедро делятся в Монтессори-центрах, работающих по АМИ-стандарту. Я получила необходимую базу в нашем Монтессори-центре, куда мы привели сначала Дашу. Процесс занятий захватил меня настолько, что я сама прошла курс «10 шагов к стандарту АМИ» и пошла работать туда ассистентом (а ещё можно пройти наши онлайн-курсы о развитии детей до года и с 1 до 3 лет, которые ведут АМИ-педагоги — прим. редакции)
3. А ещё необходимо время — время, когда мама замедляется. И, конечно же, надо создать среду дома. Это значит, что у ребёнка появляется свой маленький стол, стул, полка для книг и игрушек, а потом и свой крючок для одежды. У наших детей есть ещё и своя маленькая раковина, тазы для мытья посуды, сушилка и доска утюжить белье.
ЛАЙФХАКИ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ МНЕ ВОСПИТЫВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
?Ранний старт — залог успеха. Чтобы ребёнок научился пить сам, мы давали ему чашку, а не поильник. Да, сначала еда летит во все стороны и вода проливается. Но немного терпения и ребёнок сам отшлифовал свой навык. Я всегда держу в голове мысль руководителя нашего Монтессори центра: «Навык с количеством свечей на торте не растёт».
Ложку мы дали Грише в 6 месяцев, использовав определенную технику, и за день до своего первого дня рождения он уже ел сам. Как сейчас помню, это было овощное пюре — он зачерпывал полные ложки, а излишки падали на пол. Да, было очень грязно, что не всегда спокойно переносится. Но грязь мы уберём, а в награду за труды получим ребёнка, с детства ориентированного на независимость — ведь он растёт с установкой «Я сам!»
?Показывать пример. В шесть месяцев, после того как ввели прикорм, я накрывала на стол с Гришуном под мышкой и проговаривала всё, что делаю. Потом так же всё убирала.
Подражание взрослым — основной способ обучения детей до трёх лет: мама многократно показывает одно и то же действие и ребёнок начинает повторять. Помню, как я танцевала от радости, когда ребёнок в 1 год и 2 месяца сам унёс свою грязную тарелку в контейнер для грязной посуды без моего напоминания.
А ещё мы даём нож для намазывания масла. Мы показали сыну правильную модель, как пользоваться ножом и сын только так и повторяет. А ещё у нас есть фигурный нож и вилка. Вилку мы начали давать около восьми месяцев — с момента, как у ребёнка отложилось понимание, как пользоваться ложкой.
?Направлять. Гриша ещё ничего не убирает сам, надо его направлять. Образ полки с порядком на ней он впитывает с рождения. Сейчас работаем над тем, чтобы он начал убирать материалы после игры. Если он что-то кидает, я ему спокойно говорю «поднимай» и показываю, куда класть.
?Поощрять даже самое незначительное упражнение практической жизни. Как ребёнок начинает ходить, он уже способен держать свою маленькую швабру или метёлку и пользоваться ими по назначению. Я привлекаю ребёнка вытирать воду или подметать крошки за собой. И если вытирать пол уже получается, то умение заметать в совочек придёт позже.
Понятно, что мы не ждём от него чистоты. Сейчас идёт знакомство с настоящими предметами, которые родители используют в повседневной жизни. Гриша может разбирать посудомоечную машину, вытаскивать вещи из стиральной машины и нести их развешивать. Но развешивать пока не получается: он просто начинает трясти маленькую сушилку.
А ещё сын может разобрать с папой пакеты после магазина. Это одно из любимых занятий — принести что-то и сказать «На!». А папа называет предмет, чем обогащает пока что пассивный словарный запас ребёнка.
?Медленно — это ключевое. Месяцам к 11 мы стали замечать, как Гриша пытается пристроить на голову любую вещь, а свои крохотные ножки засунуть в любую обувь. Здорово, что мы это вовремя заметили и начали при одевании ребенка проговаривать все действия и части тела. А потом мы стали замедляться, одевая ребёнка, и вот уже несколько месяцев показываем ему, что и как одеваем и вовлекаем его в процесс. Может снять носок — снимает, может тянуть — тянет, не может — просто смотрит, как это медленно делают родители. Выделили ему на Дашиной вешалке крючок, а в шкафу — полку и показываем, как этим пользоваться.
?Мама в дзэне. Как меня научили в нашем центре: «Нет сил направлять ребёнка — не направляй». На отрицательных эмоциях то, что нужно, не заложится.
?И самое для меня ценное, что мне пока не всегда даётся: «Не знаешь, что делать — наблюдай». Ведь именно с помощью наблюдения Мария Монтессори и сделала свои открытия, которыми мы имеем шанс пользоваться сегодня.
?♀Текст Мария Лучанинова
https://vk.com/id182144788