«Я настоятельно прошу вас: не ходите и не говорите о методе воспитания, который вас убедил, или о том, что вы изучили метод, делающий обучение легким и привлекательным для детей. Вместо этого говорите о ребенке, о его тайне, раскрывайте истину, показывайте силу „духовного эмбриона” человеческой души; называйте ребенка тем, чем он является: а именно отцом человечества, строителем человечества, креативной и созидающей энергией, воздействующей на сердца людей и подготавливающей решение социальных проблем»
Мария Монтессори
Меня поражает, сколько различных толкований существует, когда беседа с Монтессори-педагогами заходит о значении понятия «свобода» в Монтессори-педагогике. Часто приходится слышать: «Пусть это решают дети» или «Само получится». Сама же Монтессори сформулировала все очень четко:
«Свобода наших детей имеет своей границей общество, потому что свобода не означает, что можно делать все, что хочется. Она означает возможность быть мастером самого себя».
Мария Монтессори
«Свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека»
Эммануил Кант
Я часто бываю в различных Монтессори-учреждениях — детских садах и школах в Баварии и Баден-Вюртемберге – и вижу, что обучение детей предоставлено само себе. Но сами дети еще не в состоянии самостоятельно обращаться со своей свободой. Также я вижу, что дети с самого раннего возраста (иногда с одного года) целый день проводят в яслях. Что это означает для развития ребенка?
Исследователи мозга исходят из того, что этапы развития до трех лет и с трех до шести лет являются наиважнейшими в жизни ребенка и закладывают фундамент его личности. Период до трех лет известен тем, что дети впитывают свое окружение, делая его своей сущностью. Лучшим примером этого служит «родной язык». Ни один ребенок не изучает язык по учебникам. Он просто «впитывает» его.
Как же важны в это время прогулки с родителями, интенсивная коммуникация с ними и с повседневной культурой! Однако ребенок, проводящий по 40 часов в неделю в помещении с постоянной обстановкой, лишен такого опыта и такой возможности. Никакие ясли не заменят ценного опыта, получаемого на руках у матери или отца во время покупок, приготовления пищи или при поездке на автомобиле, при получении внимания взрослого, который прямо обращается к ребенку и вступает с ним в визуальный контакт.
На этапе с трех до шести лет дети начинают учиться осознанно. Меня поражает то, как мало детей в это время получают возможность приобрести опыт с буквами, цифрами и множествами, не говоря уже об упражнениях в практической жизни: мыть посуду, стирать, гладить, заботиться о растениях, готовить еду, пересыпать, перекладывать ложкой и т.д.
Я постоянно стараюсь донести до родителей, с которыми работаю как терапевт: «Если Вы хотите получить уверенного в себе ребенка (а я до сих пор не встречала ни одного родителя, который не желал бы этого), то воспитывайте у него самостоятельность». Если ребенок в состоянии самостоятельно справляться с повседневной жизнью, то он будет уверен в себе.
В поиске ответов на свои вопросы я натолкнулась на книгу Паулы Полк Лиллард: «Монтессори сегодня. Комплексный подход к воспитанию от рождения до взрослой жизни» (Montessori a modern approach). Эта книга появилась в 1972 году, но, на мой взгляд, она не потеряла своей актуальности и сегодня. В этой книге автор рассматривает свободу с четырех аспектов:
*****
?В самостоятельность ребенка должна вводить подготовленная среда.
Ребенок должен иметь возможность выполнять действия, развивающие его самостоятельность. Чтобы это стало возможным, взрослый, который сопровождает ребенка, должен отказаться от обслуживания ребенка. Ребенок должен сам выполнять задачи, которые он в состоянии выполнить. Самостоятельность является фундаментом свободы.
«Истина заключается в том, что тот, кого обслуживают, ограничен в своей независимости. Эта концепция закладывает фундамент прекрасного будущего человека: „Я не хочу, чтобы меня обслуживали, потому что я не беспомощный”. Прежде чем человечество действительно сможет почувствовать себя свободным, должен быть достигнут этот идеал» (Мария Монтессори)
Мы склонны слишком многое забирать у детей, а это очень опасно, потому что тем самым мы не позволяем им вести себя нормально в соответствии с культурой и развиваем нежелательное поведение.
Среда часто выстроена так, что ребенок не может получить свободу. Его шкаф позволяет ему научиться самостоятельно складывать/ выбирать одежду? Мы позволяем ребенку накрывать на стол и готовить еду? Есть у ребенка возможность добраться до мойки и помыть посуду, вытереть ее и поставить на место?
В Монтессори-педагогике мы называем все это «упражнениями в практической жизни». Речь идет о том, чтобы ребенок освоил практическую жизнь. В наше время, когда дети все чаще не активно участвуют в практической жизни, они учатся чему-то другому – вопрос чему именно? Сегодня дети сидят перед экраном, чтобы убить время. И куда ведет этот путь? Явно не в здоровое развитие…
*****
?Ребенку нужна помощь, чтобы развить свою волю.
Один из аспектов: выполнение работы с начала до конца. Ребенку нужен позитивный опыт: «Я справился!»
Сегодня дети все чаще не доводят до конца начатую работу. Они быстро теряют интерес и перескакивают с одной игры на другую. Часто при этом они даже не убирают свои вещи, не относят их на место.
Родители/воспитатели из лучших побуждений убирают все за детьми: «Они же дети!» «Им нужно удовольствие», – все это я слышу постоянно. И правила игры часто подстраиваются под детей — как они этого хотят в данный момент. А еще потому, что ребенок непременно хочет выиграть. А мы, взрослые, часто не задумываемся и подстраиваем правила под ребенка, чтобы дать ему эту возможность выиграть.
Но что происходи в действительности? Ребенок растет с убеждением: «Я всегда выигрываю». Ему не нужно брать на себя ответственность за то, что после игры необходимо убрать игру или игрушку. «Делать все до конца», – без этого теряется ощущение удовлетворения от того, что ты чего-то достиг. Дети при этом не учатся и принимать решения, что не позволяет им развить свою волю.
*****
?Ребенок должен развивать свою самостоятельность и ответственность за себя самого.
А это случится только если у него будет возможность конструктивно работать в подготовленной среде.
Наше общество развивается настолько быстро, что мы уже не поспеваем за ним.
С одной стороны, дети предоставлены в своих играх самим себе, что нас устраивает. С другой же стороны, мы экстремально много развиваем их в раннем периоде: они должны одновременно изучать несколько языков, игру на музыкальных инструментах, заниматься спортом или еще чем-либо.
На одной из встреч с родителями я узнала, что дети в пять лет могут читать на английском и немецком языках, но не умеют самостоятельно пользоваться туалетной бумагой. К чему это приводит?
Совсем недавно дети в Германии могли посещать детский сад только при условии, что остаются сухими целый день. Сегодня же ребенок трех лет в памперсах стал нормой. А это автоматически ведет к зависимости от взрослого, который несколько раз в день меняет ему памперсы. Это означает, что разные взрослые имеют доступ к интимной зоне тела ребенка.
И как ребенок может выработать у себя здоровое чувство стыда, если для него нормально, что разные взрослые по очереди прикасаются к нему в этих частях тела? Я никого не хочу ни в чем убеждать, но чем раньше ребенок научится самостоятельно пользоваться туалетом и вытирать попу, тем защищеннее будет этот ребенок от сексуального насилия. Самостоятельный ребенок не воспримет как «норму» то, что любой взрослый, который весь день проводит с ним в учреждении, вправе снять с него штаны.
*****
?Детям нужна помощь, чтобы научиться различать добро и зло.
Чтобы достичь этого, ребенку нужны установленные взрослым границы в тех случаях, когда ребенок ведет себя деструктивно и асоциально.
Мне в силу моей работы приходится много ездить на автомобиле. Иногда мне нравится ездить быстрее по немецким автобанам. А иногда домой приходит письмо с фотографией, показывающей превышение скорости, что означает штраф. Т.е. если я не соблюдаю правила на дороге, бывают последствия. Слишком быстрая езда означает опасность для других – или для пешеходов, или для других автомобилей. Имеет смысл соблюдать правила, обязательные для всех.
Дети должны изучить правила общества, чтобы знать, как вести себя в определенных ситуациях. Границы помогают ребенку найти свое место в обществе, быть принятым в нем.
«Дети – это гости, которые спрашивают у нас дорогу»
Мария Монтессори
Детям необходимы ценности, потому что они являются основой демократии, прав человека и толерантности – и, в конечном итоге, политики. И проводниками этих ценностей должны быть в первую очередь родители, воспитатели и учителя.
В наше время дети все чаще попадают под совсем другое влияние: средства массовой информации и компьютерные игры. Указателями пути для детей должны быть мы. Устанавливая четкие границы, мы помогаем им найти свою дорогу. Было бы ошибочно думать, что дети сами смогут сориентироваться в этом мире. Мы, взрослые, должны дать детям возможность стать самостоятельными в их среде. Только так они смогут вести осознанную жизнь, в которой иногда приходится сталкиваться и с поражениями, но с которыми они будут в состоянии справиться.
«Свобода и дисциплина – две стороны одной медали» (Мария Монтессори)
Автор: Дагмар Мартин – Монтессори Терапевт (Мontessori Berufsverband e.V.)
Ассистент курса «Абилитационная Монтессори-терапия по методу Лоре Андерлик»
Источник: Юрий Филёв (https://vk.com/ufilev)