Давайте представим, что мы идём по берегу моря и видим рабочего, наполняющего тележку песком; рядом с ним — малыш, который тоже наполняет песком свою игрушечную тележку. На первый взгляд, и ребёнок, и рабочий занимаются одним и тем же делом.
Теперь представьте, что я подхожу к рабочему, беру его лопату и предлагаю поработать вместо него. Ему, вероятно, это покажется странным, но когда он поймёт, что я не сумасшедший и говорю всерьёз, то он, скорее всего скажет: «Ну поработай, папаша, если ты действительно хочешь». Затем он сядет, закурит трубку и, вероятно, подумает, что каждому в жизни нравится своё.
А теперь представьте, что я направился к мальчику и попросил у него лопатку, предложив ему: «Давай я насыплю песок вместо тебя». Вы думаете, он бы мне позволил? Сто против одного, что он бы наотрез отказал. А если бы я стал настаивать, то он, вероятно, стал бы решительно защищаться от моих попыток помочь ему.
Далее, если мы продолжим наблюдать за малышом, мы наверняка увидим, что, когда он наполнит свою тележку песком, он опрокинет её и начнёт снова наполнять — и так до бесконечности. С другой стороны, если бы я, наполнив тележку рабочего, затем перевернул её и высыпал песок, то наверняка почувствовал бы на себе весь гнев рабочего!
В этом и состоит разница между работой взрослого и ребёнка. Первый мотивирован внешними факторами, он хочет что-то изменить во внешней среде. В данном случае ему необходимо наполнить тележку песком, который нужен для строительства.
Работа ребёнка имеет другую мотивацию. Он не торопится закончить своё дело и повторяет одно и то же, как нам кажется совершенно без толку, по нескольку раз. Но нам так только кажется, потому что мы судим по взрослым меркам. Мотивация ребёнка обусловлена не внешними, а внутренними (психическими факторами).
Он работает, чтобы развиваться. Поэтому физически вы не сможете почувствовать результата, ради которого он так неустанно трудится. Этот результат недоступен для обозрения и спрятан в неопределённом будущем.
Ребёнок без устали, с огромным желанием и радостью трудится над созданием взрослого человека, в которого он со временем превратится.
Эдвин М. Стэндинг. Жизнь и творчество Марии Монтессори