Концентрация является краеугольным камнем обучения. Независимо от того, учимся ли мы завязывать наши ботинки, готовить на конкурс кулинаров или выполнять сложные математические уравнения, требуется конкретная концентрация, необходимая для выполнения поставленной задачи.
Доктор Мария Монтессори поняла эту силу и разработала свою методологию, чтобы воспитать умение сосредоточиться как основу для жизни. В конце концов, ребенку, который заинтересован в своей работе, будет легче сосредоточиться и освоить знания.
В классе Монтессори способность сосредоточиться развивается, когда детям предоставляется время и пространство для работы без перерыва. Рабочий цикл Монтессори дает детям почти неограниченное время для завершения цикла деятельности и предоставляет богатые возможности для максимального использования и развития сенситивных периодов обучения.
Точно так же Монтессори поощряет учащихся к тому, чтобы они отражали и обобщали свои знания посредством повторения и практики. В частности, упражнения практической жизни, которые часто занимают 10-15 минут, призваны развивать независимость, улучшая координацию и обучая детей последовательности, то есть буквально следовать по шагам презентации, алгоритму. Все это помогает сосредоточиться и сконцентрироваться.
Что нужно для развития концентрации дома?
Уважение:
Чтобы начать поддерживать концентрацию, важно понимать потребности ребенка. Так же, как взрослым нужно время и пространство, чтобы сосредоточиться, так же это нужно и нашим детям. Уважайте потребность вашего ребенка открывать для себя вещи или явления — без необходимости «исправлять», хвалить или вмешиваться в их работу.
Время:
В среде Монтессори ребенок редко прерывается, сосредоточившись на своей работе. В периоды, когда вы знаете, что перерывы в его деятельности неизбежны (режим дня, дела, по которым вы собираетесь вместе и т.д.) идеально будет, если ваш ребенок узнает заранее о том, что придется прерваться, чтобы он «впитывал» уважение к его деятельности, которого она на самом деле заслуживает. Ведь в процессе своих занятий он «строит самого себя», строит свою личность, как бы незначительно нам не казалось то, чем он занят.
Выбор:
Наблюдайте за интересами своего ребенка, чтобы вы могли направлять его к расширению концентрации. Например, если ваш ребенок любит пересыпать, предложите ему выбор: «Я вижу, что тебе нравится пересыпать. Будешь сегодня пересыпать крупу или перельешь воду?»
Моделирование:
Наши дети наблюдают за каждым шагом, который мы делаем. Преувеличивая наши собственные усилия, когда мы концентрируемся, мы призываем наших детей серьезно заняться задачей концентрации. Например, вы заняты каким-то делом, а ребенок или родные пытаются вас отвлечь. Вы не отвечаете, продолжая сосредоточенно выполнять свое дело. Когда «натиск» спадет, вы можете откликнуться на обращение, объяснив, что были сосредоточены на своем деле.
Повторения:
Когда ваш ребенок завершает действие, попросите его попробовать еще раз или применить навыки, которые помогает разрабатывать другой материал. Например, если ваш ребенок работает с головоломкой, попросите его собрать ее снова или собрать другую. Таким образом, дети практикуют свою способность сосредоточиться на решении проблем.
Порядок:
В Монтессори классные комнаты упорядочены и аккуратны — «есть место для всего и у всего есть свое место». Создайте «пространство Монтессори» в своем доме, где различные виды деятельности доступны для вашего ребенка. Развитие чувства порядка будет направлять вашего ребенка в его усилиях по организации мышления и развитию навыков концентрации.
Среда:
Наш современный мир полон возможностей для чрезмерной стимуляции. От смартфонов до внеклассных мероприятий, наши дети подвергаются переизбыткам сенсорной стимуляции. Чтобы создать эффективную учебную среду, важно создать мирное свободное пространство, без излишних стимулов, «тихий островок».
Использование практики Монтессори дома обеспечит непрерывность между домом и детским садом и побудит вашего ребенка достичь более глубокого уровня концентрации и поддерживать ее в течение более длительного периода времени. Это умение имеет решающее значение для обучения детей упорству, умению решать проблемы и переходу к более сложным концепциям и задачам в качестве основы для обучения на протяжении всей жизни.