Существует несколько принципов Монтессори, которые должны быть реализованы для того, чтобы программа считалась подлинной. Основные принципы Монтессори включают: уважение к ребенку, сенситивные периоды, впитывающий разум и подготовленную среду. Кроме того, для успешной реализации программы особенно важны полный комплект материалов Монтессори и специальный «рабочий цикл» (время непрерывного занятия коллектива детей в монтессори-классе).
- Уважение к ребенку.
Этот принцип является фундаментом для всех остальных. Мария Монтессори считала, что ко всем детям следует относиться с уважением: «Дети — это люди, которым требуется уважение, превосходящее их, из-за их невинности и великих возможностей их будущего». Учителя проявляют уважение к детям, предоставляя им возможность заниматься, думать и самостоятельно развиваться и учиться. Благодаря свободе выбора дети могут развивать навыки и способности, необходимые для того, чтобы стать уверенными исследователями во всех областях знаний и жизненных навыков. В результате «дети Монтессори» независимы и уважают окружающую среду и других людей.
- Сенситивные периоды.
Мария Монтессори полагала, что дети проходят через определенные этапы своего развития, в которые они более всего желают и способны изучать конкретные навыки и знания. Эти периоды называются «сенситивными». Их можно отследить в том, что поведение ребенка изменяется, например, возникает интенсивный интерес к чему-то или повторение одного и того же вида деятельности. Для поддержки сенситивных периодов в обучении программа Монтессори включает трехчасовой рабочий цикл. За это время у детей есть возможность работать без каких-либо перерывов. В результате дети следуют своим природным интересам и естественным образом развиваются. В классе Монтессори роль учителя — быть профессиональным наблюдателем сенситивных периодов. Основываясь на этих наблюдениях, учитель Монтессори направляет детей к действиям и учебным материалам, которые подходят для их стадии развития. По сути, эта поддержка создает оптимальную среду для обучения.
- Впитывающий разум
Монтессори считала, что первые шесть лет жизни имеют решающее значение для развития ребенка. В своих исследованиях Монтессори соотносит этот период развития с понятием «впитывающий разум», когда ум ребенка легко поглощает информацию из окружающего мира. Первая фаза впитывающего ума — от рождения до трех лет, называется периодом «бессознательного творения». В это время дети учатся ходить, разговаривать и развивать свое чувство собственного достоинства через опыт той среды, в которой они находятся. В возрасте от трех до шести дети переходят во вторую фазу развития, известную как «сознательный поглощающий ум». Наиболее значительным в этот период является то, что дети начинают активно искать опыт, который поможет им развить свой интеллект, отточить координацию и независимость.
- Смешанные возрастные группы
В Монтессори группе дети, как правило, объединены по трехлетним периодам (до трех лет, 3-6 лет, 6-9, 9-12). Эта структура для среды Монтессори поощряет детей старшего возраста брать на себя руководящие роли, а для детей младшего возраста — учиться посредством подражания. Кроме того, смешанные возрастные классы учат детей тому, как общаться в обществе как с младшими, так и с более старшими детьми.
- Подготовленная среда
Доктор Мария Монтессори проводила обширные исследования детей и их развития на протяжении всей своей жизни. Она определила, что дети лучше всего учатся в подготовленной среде, где у них есть свобода передвижения и независимый выбор. Следовательно, подготовленные среды Монтессори — это учебные пространства, ориентированные на ребенка, которые делают образовательный опыт доступным в упорядоченном формате. Материалы Монтессори отображаются в порядке возрастания сложности слева направо и сгруппированы по областям обучения (смотри ниже). Цель класса Монтессори — создать гармоничное пространство, которое поощряет независимое от взрослого и других детей обучение. Элементы подготовленной среды включают: свободу, структуру, порядок, красоту, природу и сочетают в себе социальные и интеллектуальные аспекты развития ребенка.
- Области учебной программы
Учебная программа Монтессори разделена на области обучения. В возрасте 14 месяцев-3 года это:
— Практические жизненные навыки;
— Сенсорная деятельность;
— Развитие речи и коммуникативных навыков;
— Развитие математического мышления;
— Наука и исследование природы;
— Творческий опыт
В возрасте три-шесть лет на пять ключевых областей обучения, в том числе:
— практическая жизнь,
— сенсорная область,
— математика,
— язык
— культура.
Учебная программа подчеркивает, что обучение — это процесс развития, который не может определяться возрастом ребенка. В результате процесс обучения определяется темпом и скоростью, с которой ребенок может приобретать одни навыки или область знаний, прежде чем он сможет усвоить новые.
- Материалы Монтессори
Материалы Монтессори — это инструменты, основанные на сенсорном обучении, которые предназначены для получения детьми практического опыта. Особенно актуальным является то, что каждый материал спроектирован со встроенным самоконтролем ошибки. По сути, этот уникальный дизайн позволяет детям получать результаты, к которым должен приводить учебный материал, независимо от взрослого. Из-за того, что дети сами могут замечать те моменты, в которые они неверно используют материал, они поощряются к самоорганизации мышления. Кроме того, они учатся решать проблему четким образом и «впитывают» результат материала под тщательным руководством своих учителей.
- Роль учителя
Учителя Монтессори не являются центром внимания в классе. Скорее, их роль сосредотачивается на подготовке учебных материалов для удовлетворения потребностей и интересов детей в их классе. Монтессори считала, что учитель должен сосредоточиться на ребенке как на человеке, а не на ежедневном плане уроков. Хотя преподаватель Монтессори готовит ежедневные уроки для каждого ребенка, они также должны быть внимательны к изменениям в интересе, прогрессе, настроении и поведении ребенка. Мария Монтессори считала: «Учительнице нужно вести ребенка, не позволяя ему слишком сильно ощущать ее присутствие, чтобы она всегда была готова оказать необходимую помощь, но никогда не была препятствием между ребенком и его опытом.»