Мы считаем, что образование – это спонтанная деятельность ребенка, поэтому у нас практически нет фронтальных занятий, и каждый малыш познает мир в индивидуальном темпе, в соответствии с его биологическим ритмом. Наша задача – помогать его развитию, т.е. раскрытию внутреннего потенциала, а не дать ему определенный объем знаний или навыков. Мы считаем, что необходимо пробудить скрытые способности ребенка и растить его, как растят цветок, а не заполнять чем-то, как пустой стакан заполняют содержимым.
Индивидуальный подход обеспечивается благодаря большому количеству учебных материалов, каждый из которых содержит контроль ошибок (то есть сам материал показывает малышу, правильно ли тот действует) и только одну трудность, одну задачу. Эти материалы распределены по определенным зонам и охватывают все сферы развития ребенка в тех возрастных группах, с которыми мы работаем (в целом от 14 месяцев (бывают классы от 2 месяцев!) до 6,5 лет).
С каким из материалов работать, ребенок выбирает сам, т.е. мы исходим из его внутренней потребности. Так же он выбирает и способ работы (после того, как ему показан «правильный»), продолжительность занятий и число повторений. Ребенок, проделав успешно упражнение и придя к новому уровню собственного мастерства, после этого может повторять его много раз, закрепляя свое умение и испытывая при этом счастье, радость победы. Достижение успеха малышом в поставленной цели для нас очень важно, чтобы он чувствовал: «Я могу сам!»
Ребенок сам выбирает, заниматься ли ему одному или согласиться на партнерство.
Когда ребенок занимается индивидуально, мы не сравниваем его ни с кем другим, ведь его цель – раскрыть свои таланты и способности для осуществления той уникальной миссии, которую заложила в нем природа.
Мы исходим из того, что ребенок от рождения до шести лет обладает впитывающим умом, который поглощает все, что его окружает, и затем выстраивает из этого свой внутренний мир. Поэтому мы придаем важное значение окружающей ребенка среде, в частности — созданию познавательной среды, в которой ребенок сможет свободно действовать сам в пределах разумных правил. Основное правило – не причинять вреда себе и не мешать окружающим.
Другой важный аспект – ребенок в возрасте от рождения до 6 лет проходит через уникальные сенситивные периоды – периоды особой чувствительности к различным способам познания окружающего мира, способам действий в этом мире и к раскрытию того или иного таланта в себе. То есть в определенное время его легче всего обучить завязывать шнурки, мыть посуду, писать, читать, вежливо обращаться к людям… Если этими периодами не воспользоваться – возможность будет упущена (талант не раскроется, определенная способность или навык не выработается или будет вырабатываться позже с огромным трудом). Общие границы и течение этих периодов известны, но у каждого ребенка они протекают индивидуально, и только он сам чувствует усиленную тягу к тому или иному в данный момент. Поэтому мы наблюдаем за его спонтанной деятельностью: будь то игра или работа с материалами, мы не прерываем его. Мы предоставляем ему весь спектр познавательных материалов и способов работы, а ребенок учится выбирать, исходя из внутреннего побуждения.
Конечно, в эти первые годы жизни, когда происходит формирование ума, характера и воли, мы предоставляем малышу выбор только между хорошим, лучшим и самым подходящим для его развития, убирая из его жизни то, что мы не хотим, чтобы он «освоил».
Еще один важный момент – нашим малышам все время нужно движение, именно через движение и формируется ум, происходит познание мира. Поэтому во время занятий мы предоставляем максимум свободы ребенку в движении. А также свободу выбирать место для занятий с материалом. Он может заниматься на столе или на коврике, и это становится его собственным, защищенным пространством, где он может развернуть свободную деятельность.
Большинство материалов связаны с развитием координации движения и концентрации на процессе работы. У нас есть множество материалов для развития мелкой моторики рук, которая, как известно, напрямую связана с развитием речи.
Другой важный момент – развитие интеллекта происходит также через развитие сенсорных способностей: ребенок познает мир, все ощупывая, пробуя на вкус, используя обоняние и зрение. И нам необходимо предоставить ему максимум ощущений (в пределах разумного, конечно) для развития органов чувств, для формирования связей между нейронами головного мозга, для формирования целостной картины мира.
В каждом учебном материале мы познаем отдельное качество предметов. И, т.к. познание мира упрощается благодаря этим упражнениям, малыш осознает наше послание через собственные действия, а оно таково: «Смотри, этот мир — для тебя! Ты можешь овладеть им! Он не хорош и не плох сам по себе, ты можешь его познать, и либо действовать по его законам, либо изменять его к лучшему. Ты можешь сделать всё!»
Любовь к учебе — ядро ценностей Монтессори. Дети и педагоги действуют вместе, чтобы выработать правила поведения, создать окружающую среду, способствующую работе детей, их внутреннему росту и развитию. Говорить и действовать с добротой, проявлять честность и уважение по отношению к себе и другим. Дети, занимаясь в Центре, находятся в процессе развития внутренней дисциплины, понимания мира и собственного роста в естественном для них темпе. А еще наши ценности – это ответственность, независимость, сотрудничество, взаимодействие, терпимость к различиям, мирное решение конфликтов, сострадание и благодарность.
Наши дети учатся оценивать то, из чего выбирать, учатся принимать решения и выстраивать шкалу приоритетов. Они учатся доверять собственному суждению и развивают способность делать мудрый выбор. Это сослужит им хорошую службу, когда они будут подростками, в их общении со сверстниками. Как все мы знаем, сегодня подростки часто испытывают давление со стороны компании, к которой они хотят принадлежать. Ученики из монтессори садов и школ склонны принимать решения скорее независимо, чем следовать давлению группы.
Мы постарались рассказать вам о принципах построения наших занятий в развивающей среде монтессори и о самом монтессори-подходе к обучению. Более подробно о тонкостях и деталях жизни монтессори-группы детей вы можете узнать у наших педагогов!